Консультации музыкального руководителя

 Абрамовой Ольги Александровны

 

 

Зачем ребёнку музыка?

У вашего малыша склонность к музыке. Вы хотите эту склонность поддержать и развить, а позже определить его в музыкальную школу. А если так случится, что из вашего ребенка не выйдет профессионального музыканта, и он выберет другую профессию? Означает ли это, что силы, время и деньги (обучение музыке требует и того, и другого, и третьего) потрачены зря? Да и вообще, нужна ли ребенку музыка, если он не станет музыкантом?

Мы уверены, что нужна. Хотя бы потому, что музыкальное воспитание тесно связано с нравственным воспитанием. Впрочем, далеко не все разделяют такое мнение. «Вряд ли, — сомневается наш знакомый, отец двух детей, физик по профессии. — Воспитывать может слово, мысль, поступок. Но звуки, не наполненные определенным содержанием?..»

Родителям, дети которых учатся в музыкальной школе, задавали вопрос: для чего вашему ребенку музыка? Отвечали по-разному: чтобы стал музыкантом; чтобы умел на каком-нибудь инструменте играть; чтобы полюбил музыку; для общего развития. А один папа сказал: чтобы не рос злым. Этот ответ кажется нам особенно важным: задача музыкального воспитания не столько в обучении музыке, сколько в воздействии через музыку на духовный мир ребенка.

У малыша еще мало знаний, мало опыта, но его эмоциональный мир сложен и ярок. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Занятия музыкой способны сохранить в нем эту свежесть и обостренность чувств.

Семилетняя Катя играет пьесу «Болезнь куклы» из «Детского альбома» Чайковского, и ее глаза погрустнели. Восьмилетний Сережа, прослушав пьесу Шумана «Первая утрата», нарисовал картинку: птенчик выпал из гнезда и лежит под деревом. Прилетели папа и мама птенчика и сидят, нахохлившись на краю гнезда… Обращаясь к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадать чужому горю.

 

О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали еще древние. Даром богов провозглашали музыку пифагорейцы. Платон, разделявший эстетические взгляды Пифагора, писал: «…Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают ее, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой».

Занятия музыкой приучают к труду. Чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, надо ежедневно снова и снова повторять отдельные аккорды, фразы, пассажи. Причем, чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно.

Если ребенок, окончив музыкальную школу, не стал музыкантом, а занимается совсем другим делом, время, проведенное за инструментом, не прошло зря. Он научился тому, что в жизни наверняка пригодится — много и сосредоточенно трудиться.

Занятия музыкой развивают интеллектуально. Вернемся к замечанию нашего знакомого папы-физика. Как же все-таки объяснить, что звуки, не наполненные, по его словам, смысловым содержанием, становятся важным средством воспитания?

Эмоциональная культура стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над сутью тех или иных нравственных представлений. Поэтому эмоции и мышление тесно связаны между собой. Под влиянием музыкальных впечатлений начинают говорить дети с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить.

Как показали исследования венгерских и немецких ученых, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребенка. Учителя младших классов говорят, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения; у детей обостряется восприятие, они лучше соображают.

Музыка будит мысль. Венгерский педагог ТиборШараи считает, что «…слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности».

Духовному развитию детей способствует и пение в хоре. Здесь они ощущают свою ответственность за то, как звучит песня, испытывают радость творчества. «Воспитывая хориста, — писал известный хормейстер Георгий Струве, — вы прежде всего воспитываете человека влюбленного в музыку, честного в своих мыслях и поступках». Между поющими в одном хоре (как детьми, так и взрослыми) обычно складываются дружеские отношения.