Консультации музыкального руководителя

   Абрамовой Ольги Александровны

                                                                     

                                                                         Зачем ребёнку музыка?

У вашего малыша склонность к музыке. Вы хотите эту склонность поддержать и развить, а позже определить его в музыкальную школу. А если так случится, что из вашего ребенка не выйдет профессионального музыканта, и он выберет другую профессию? Означает ли это, что силы, время и деньги (обучение музыке требует и того, и другого, и третьего) потрачены зря? Да и вообще, нужна ли ребенку музыка, если он не станет музыкантом?

Мы уверены, что нужна. Хотя бы потому, что музыкальное воспитание тесно связано с нравственным воспитанием. Впрочем, далеко не все разделяют такое мнение. «Вряд ли, — сомневается наш знакомый, отец двух детей, физик по профессии. — Воспитывать может слово, мысль, поступок. Но звуки, не наполненные определенным содержанием?..»

Родителям, дети которых учатся в музыкальной школе, задавали вопрос: для чего вашему ребенку музыка? Отвечали по-разному: чтобы стал музыкантом; чтобы умел на каком-нибудь инструменте играть; чтобы полюбил музыку; для общего развития. А один папа сказал: чтобы не рос злым. Этот ответ кажется нам особенно важным: задача музыкального воспитания не столько в обучении музыке, сколько в воздействии через музыку на духовный мир ребенка.

У малыша еще мало знаний, мало опыта, но его эмоциональный мир сложен и ярок. Он обостренно чувствует добро и зло, фальшь и искренность. Занятия музыкой способны сохранить в нем эту свежесть и обостренность чувств.

Семилетняя Катя играет пьесу «Болезнь куклы» из «Детского альбома» Чайковского, и ее глаза погрустнели. Восьмилетний Сережа, прослушав пьесу Шумана «Первая утрата», нарисовал картинку: птенчик выпал из гнезда и лежит под деревом. Прилетели папа и мама птенчика и сидят, нахохлившись на краю гнезда… Обращаясь к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадать чужому горю.

 

О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали еще древние. Даром богов провозглашали музыку пифагорейцы. Платон, разделявший эстетические взгляды Пифагора, писал: «…Ритм и гармония глубже всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают ее, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой».

Занятия музыкой приучают к труду. Чтобы научиться играть на любом музыкальном инструменте, надо ежедневно снова и снова повторять отдельные аккорды, фразы, пассажи. Причем, чтобы добиться результата, необходимо не только много работать, но и работать сосредоточенно.

Если ребенок, окончив музыкальную школу, не стал музыкантом, а занимается совсем другим делом, время, проведенное за инструментом, не прошло зря. Он научился тому, что в жизни наверняка пригодится — много и сосредоточенно трудиться.

Занятия музыкой развивают интеллектуально. Вернемся к замечанию нашего знакомого папы-физика. Как же все-таки объяснить, что звуки, не наполненные, по его словам, смысловым содержанием, становятся важным средством воспитания?

Эмоциональная культура стимулирует работу мысли, заставляет задуматься над сутью тех или иных нравственных представлений. Поэтому эмоции и мышление тесно связаны между собой. Под влиянием музыкальных впечатлений начинают говорить дети с замедленным умственным развитием, которых, казалось, никакими силами невозможно было расшевелить.

Как показали исследования венгерских и немецких ученых, дети, занимающиеся музыкой, обладают лучшей реакцией, легче усваивают счет. Была отмечена также прямая связь между музыкальными и математическими способностями ребенка. Учителя младших классов говорят, что после уроков музыки очень хорошо проходят уроки чтения; у детей обостряется восприятие, они лучше соображают.

Музыка будит мысль. Венгерский педагог ТиборШараи считает, что «…слушание музыки способствует лучшему усвоению познавательного материала других предметов, уменьшает чувство перегруженности».

Духовному развитию детей способствует и пение в хоре. Здесь они ощущают свою ответственность за то, как звучит песня, испытывают радость творчества. «Воспитывая хориста, — писал известный хормейстер Георгий Струве, — вы прежде всего воспитываете человека влюбленного в музыку, честного в своих мыслях и поступках». Между поющими в одном хоре (как детьми, так и взрослыми) обычно складываются дружеские отношения.


                    Пойте вместе с детьми!

Пение — основное средство музыкального воспитания.

Оно наиболее близко и доступно детям. Вот почему пение всё время присутствует в жизни ребёнка, заполняет его досуг. Пение способствует развитию речи.

           Родители бывают довольны, когда их дети очень громко поют песни взрослого репертуара. Это большая ошибка. Надо следить за тем, чтобы дети пели спокойно, без надрыва и крика.

           Взрослые песни рассчитаны на диапазон взрослого человека, а дети, исполняя их, занимаются подражательством и срывают голос. Нужно беречь детский голос, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик портит голос, притупляет слух и отрицательно влияет на нервную систему.

                        Федя дома песню пел

                            Кот испуганно шипел.

                            Думал Федя: ”Громче – лучше!”

                            Ну, совсем кота замучил.

                            Так старался бедный Федя,

                            Что сбежались все соседи.

                            Дыбом встали волосы

                            От такого голоса.

              Когда мы пребываем в хорошем настроении нам хочется петь! Так приятно «мурлыкать» себе под нос какую-нибудь мелодию. Детям, так же, как и их родителям, тоже хочется петь. Потому что пение – естественный физиологический процесс, пользоваться которым может каждый с рождения.  В младенчестве первые песенки – «агуканья» способствуют развитию голоса у ребенка и формированию правильной речи в дальнейшем. В этом возрасте особенно важно родителям как можно чаще вокализировать с детьми, исполнять песенки-потешки, интонационно показывая настроение.      Колыбельные песни, исполняемые  матерью ребенку, своим ритмом и медленным темпом подготавливают малыша  ко сну. Если вы не умеете петь, не расстраивайтесь и не комплексуйте. Попробуйте прочитать текст колыбельной нараспев, только ритмично. Ребенку все равно понравится. Главное, чтобы ребенок слышал мягкий и спокойный голос мамы, ощущал ее эмоциональный настрой.

                             Ой, люли, ой, люли, прилетели гули.

                             Сели гули на кровать, стали гули ворковать.

                             Спи, малышка, засыпай, свои глазки закрывай.

                             Не буди меня. Не сердите меня,

                            Топну ножкой, закричу.  Больно спатушки хочу!

Веселые песенки – попевки рассказывают, уже подросшему ребенку, о животных, птичках, явлениях природы.  В младшем возрасте это в основном фольклорные песенки —  потешки,  игровые попевки, такие,как « ладушки»,  «петушок», «сорока», «солнышко».

Котик-котик выходи,

И на крышу приходи,

 Помурлыкаем немножко,

 Мяу-мяу где же кошка!

Куд-куда, куд-куда,

Куры ищут петушка,

Крылышками машут,

И танцуют, пляшут,

 Куд-куда, куд-куда,

Потеряли петушка!

Использованием их можно разыгрывать небольшие сценки.  Дети обожают с мамой, папой или бабушкой петь песенки, сопровождая их движениями, приплясывая.   Ребенок испытывает массу положительных эмоций, у него поднимается настроение. кроме того, исполнение таких песенок развивает речь и дикцию, координацию движений, формируют правильное дыхание. Используйте песенки – потешки, когда ребенок ест, умывается, и т,д,

                                               Умница, катенька,
                                               Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую

 

  Прибаутки будем слушать,

 Кашку ложечкою кушать,

  Вкусным соком запивать

                                                                                       Мамины слова внимать!

В наш современный век музыкальных центров и компьютеров ребенок слышит много песен, скажем прямо, не всегда качественных. Но никакая техника не заменит малышу живое общение и пение! Ласковый, мягкий, нежный голос мамы или бабушки — самый желанный голос для вашего чада. Не забывайте об этом! Так пойте же на здоровье и доставляйте радость себе и вашему малышу!