Учитель — логопед:  Иванова  Вера Сергеевна

 СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Каким вырастет малыш, во многом зависит от его родителей. Ведь не зря говорят, что общение с детьми и их воспитание – целое искусство, имеющее свои законы и круг значений. Особенно это касается воспитания детей с ОВЗ.

9 практических советов родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями.

  1. Ребенок с ОВЗ нуждается в постоянных занятиях. Так, когда же начинать заниматься? С самого рождения, немедля ни секунды.
  2. Обращайтесь к ребенку «лицо в лицо», четкой речью. Это поможет малышу учиться правильно, координировать артикуляцию своих органов речи.
  3. Говорить с ребенком нужно простыми и короткими предложениями, не перегружая большим количеством грамматических конструкций.
  4. Важно следовать за инициативой ребенка. Нужно стараться говорить о том, на что ребенок смотрит, или о том, что он взял в руки.
  5. Развитие слуха малыша играет огромную роль в различении звуков. В этом помогут игры «Угадай, что звучало», «Кто как говорит?»
  6. Что делать, если язык не слушается малыша? На помощь придет гимнастика для языка, которую может провести любой из родителей. Особенно полезен логопедический массаж, ему специально обучаются логопеды.
  7. Для того чтобы у ребенка не закрывался рот, надо чтобы рот не закрывался у его мамы. Как бы смешно это не звучало, но именно так оно и есть. Надо постоянно рассказывать малышу о том, что вы делаете, при помощи чего и зачем это нужно.
  8. Большую роль в стимулировании речи играет развитие пальчиков рук. Сюда входят различные действия, требующие определенной ловкости маленьких пальчиков. Например: сортировка крупы, нанизывание бусинок на веревочку, вкладывание форм в прорези, лепка и т.д.
  9. Читайте, рассказывайте наизусть, пойте, разыгрывайте спектакли. К вашим услугам потешки, колыбельные, считалочки, детские стишки таких популярных авторов как А. Барто, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков.

   Рекомендации логопеда для родителей детей старшего возраста
Уважаемые папы и мамы!

6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе. Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

— правильно произносить все звуки языка;

— выделять первый и последний звук в слове;

— разделять слово на слоги;

— определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;

— придумывать слова на заданный звук;

— сливать два названных звуков слог: М+А=МА;

— повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;

— определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.

Важно выяснить:

— насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;

— насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;

— что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;

— сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»;

— может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.

 Нарушение звукопроизношения и его коррекция

в условиях дошкольного логопункта.

С неправильным произношением звуков у детей мы встречаемся очень рано, уже в возрасте 2-3 лет. Однако там чаще всего наблюдаются временные (физиологические) нарушения звукопроизношения, обусловленные недостаточной сформированностью речевого (фонематического) слуха или артикуляционного аппарата.

Нарушения звукопроизношения являются самыми распространенными недостатками речи у детей дошкольного возраста.

У некоторых детей нарушается только одна группа звуков, у других детей нарушаются одновременно две или несколько групп звуков.

 ПОМНИТЕ:

  1. Никогда не упрекайте ребёнка за то, что он говорит неправильно
  2. Не подражайте его неправильной речи, как бы мила она вам не показалось
  3. Поправляя, не повторяйте неправильно произнесённое слово
  4. Научившись говорить звук, ребёнок не всегда произносит его. Это не баловство: нужно время, чтобы звук «вошёл» в речь.

Будьте терпеливы, помогая ребёнку выполнить задание логопеда!
Работа родителей с детьми дома.

Работа детского сада не исключает необходимости домашних заданий с детьми. Учебный материал распределяется по трем направлениям: воспитание произвольных навыков, формирование словаря, формирование грамматических умений и навыков.
Родителям следует заниматься ежедневно или через день в форме игры. Занятия проводятся перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свою артикуляцию. При этом должны соблюдаться требования: точность движений, равномерное участие в них левой и правой половины языка. У ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться, и порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таких случаях родители не должны фиксировать внимание малыша на том, что не получается, надо подбодрить его и вернуть к более простому, уже отработанному материалу. Напомнить, что когда-то это уже получалось. Всю работу по формированию правильного звукопроизношения родителей согласовываются с логопедом, обращаются при всех возникающих затруднениях. Одновременно родители подбирают вместе с детьми слова, обозначающие предметы, слова, обозначающие качества и свойства предметов, слова, обозначающие различные действия. Если рисунки задаются на дом, родители могут вместе с детьми перевести готовый рисунок из журнала через кальку или воспользоваться трафаретом. Простые рисунки взрослый рисует с одновременным комментарием. Например: рисуя дом, взрослый говорит: «Вот левая стена, вот правая стена, вот потолок, пол, крыша, окно, вот и нарисовали домик!» такой прием способствует развитию у ребенка внимания и повышает интерес к учебной деятельности.

   Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно, произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей.
Уважаемые родители!
Будьте лучшими помощниками ваших детей.

 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ДОМАШНИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

 1.Приступать к выполнению домашнего задания следует лишь в том случае, когда ваш  ребенок здоров, сыт, спокоен.

2.Необходимо создать мотивацию ребенку, т.е. объяснить, какие лично для него плюсы создаст правильное звукопроизношение, четкая и разборчивая речь.

 3.Домашние задания выполняются систематически, ежедневно, точно по рекомендации   логопеда.

 4. У ребенка обязательно должно быть место для выполнения заданий, оснащенное небольшим зеркалом (для возможности самоконтроля у ребенка во время выполнения заданий), бумажными салфетками для выполнения артикуляционных упражнений, цветными карандашами.

5.Выполнять задания должен сам ребенок, а родители лишь контролируют правильность выполнения и при необходимости поправляют.

6.Если ребенок устал во время выполнения, обязательно нужно дать ему отдохнуть. Если в данный момент ребенок не хочет заниматься, нужно перенести занятие, но обязательно выполнить задание позже.

 7.Чаще хвалите ребенка, формируйте у него уверенность в своих силах, создавайте      ситуацию успеха.

8.Никогда не ругайте ребенка, если у него не получается задание, ободрите, выполните предыдущее задание, для вселения уверенности в свои силы и возможности не потерять ранее полученные навыки.